Федерация

Федерация космонавтки России

Экскурсии

Конкурсы

Наши земляки

Султанов

Урал

Назибович

Заслуженный летчик испытатель России

Член экипажа МКК «Буран»

подробнее

Космодромы России

Ссылки

Профессионал

на главную

Профессионал

к 75-летию со дня рождения
летчика-космонавта, Героя Советского Союза
Игоря Волка

12 – апреля Всемирный День авиации и космонавтики. День нашей национальной гордости. Первый полет в космос нашего соотечественника – Юрия Гагарина навсегда останется символом стремления человечества к познанию и прогресса. После 9 мая 1945 года не было, и, неизвестно когда еще будет такой праздник в нашей стране сплотивший и объединивший весь народ. То чувство гордости за свою страну до сих пор помнят люди старшего и среднего поколений.

Символично, что 12 апреля – день рождения летчика – космонавта Игоря Петровича Волка, легендарного командира отряда космонавтов – испытателей, готовившихся к полету на отечественном «челноке» – многоразовом космическом корабле «Буран». Этот отряд так и называли «Волчья стая», в него входили лучшие летчики-испытатели страны – Анатолий Левченко, Римас Станкявичус, Александр Щукин, наш земляк Урал Султанов, Магомед Толбоев. Так сложилась судьба «Бурана», что первый и единственный свой полет он совершил в беспилотном режиме в 1988 году и больше уже некогда не стартовал. Это своего рода трагедия и корабля, и его создателей, и тех, кто много лет упорно тренировался и готовился к полету на «Буране». До середины 90-х годов верил, что такой полет состоится Игорь Волк. Его очень хорошо узнали в нашей республике в 2011 году, он дважды побывал в Башкортостане в сентябре в составе делегации Федерации космонавтики на старте конкурса «Мой комический мир» и в ноябре-декабре в качестве Почетного гостя регионального тура международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского. В ходе этих визитов И.П. Волк многократно встречался со студентами и школьниками г.Уфы и Салавата и заслуженно становился звездой в любой аудитории.

Родился И.П. Волк 12 апреля 1937 года в г. Змиёв Харьковской области Украины. В 1954 году окончил среднюю школу в г. Курске, занимался в Курском аэроклубе. В 1956 году досрочно окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков (КВАУЛ). С 1965 года служил в авиации ПВО. С 1965 года – летчик-испытатель. Общий налет более 7000 часов, из них более 3500 часов – в испытательных полетах. Заслуженный летчик-испытатель СССР, за годы работы в ЛИИ им. М. Громова летал практически на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиках и транспортных самолетах. В ходе испытаний поведения самолетов на больших закритических углах атаки. Первым в мире выполнил на самолете Су-27 фигуру высшего пилотажа – «динамическое торможение» или «кобра». Уже позже, после демонстрации этой фигуры на зарубежных авиасалонах Виктором Пугачевым этот уникальный элемент стали называть «коброй Пугачева».

В 1969 году без отрыва от основной работы в ЛИИ закончил МАИ.

Приближение к космосу для И. Волка началось в 1976 году, когда в рамках авиационно – космической программы «Спираль» он участвовал в испытаниях дозвукового аналога орбитального самолета – МиГ 105.11.

С 1976 года в СССР начались работы по созданию воздушно-космического корабля «Буран». Уже 12 июля 1977 года И. Волк зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран», а в 1978 году назначен командиром отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР. С апреля 1979 года и.П. Волк прошел общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина и в 1984 году (с 17 по 29 июля) совершил космический полет на корабле «Союз Т-12» в составе экипажа В. Джанибаев, С.Савицкая. Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» – «Союз Т-10» – «Союз Т-12» вместе с экипажем «Союз Т-11» – (Л. Кизим, В. Соловьев, О. Атьков). После приземления для оценки возможностей пилота после длительного нахождения в условиях невесомости Игорь Волк пилотировал вертолеты и самолет Ту-154, оснащенный системой управления «Бурана» и приближенный по аэродинамическим качествам «Бурану» и тяжелый истребитель МиГ-25 по маршруту Байконур – Ахтубинск – Москва – Байконур. В результате этого уникального летного эксперимента И.П. Волк в полной мере подтвердил возможность пилотирования «Бурана» после работы на орбите на самом ответственном этапе – спуске и посадке. В конце 80-х годов И.П. Волк с другими членами своей команды выполнил 13 полетов на специальном экземпляре «Бурана», оснащенном воздушно-реактивными двигателями для отработки захода на посадку и посадки. Бесценные экспериментальные результаты позволили первый и единственный полет и посадку «Бурана» выполнить в автоматическом режиме. Далее – все ждали пилотируемого полета «Бурана». Больше всех этого ждали Игорь Волк и его великолепная команда. Увы, крах СССР, резкое сокращение финансирования космических программ привели к тому, что сначала старт «Бурана» несколько раз откладывали, а потом о программе «Энергия – Буран» просто замолчали. Точку в этой драматической истории поставила авария в монтажно-испытательном корпусе Байконура, когда во время ремонтных работ обрушилась кровля МИК и под ее обломками погибла связка «Энергия – Буран», продолжавшая ждать своего уже пилотируемого старта. Вместе с рухнувшей кровлей рухнули и надежда на полет на «Буране» в космос И.П. Волка и всех членов отряда космонавтов-испытателей. К сожалению, в отряде по разным причинам произошли потери – ушли из жизни летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А. Левченко, погибли в ходе демонстрационных полетов и при испытаниях авиационной техники Р. Станкявичус, А. Щукин, О. Кононенко. Журналисты «раздули» версию о «проклятии» над отрядом. Игорь Петрович Волк много раз отвечал на этот вопрос – это все мистика и плоды фантазии недобросовестных авторов ряда фильмов (в т.ч. «Созвездие Волка») и передач.

А Игорь Волк оставался в отряде космонавтов до 1995 года и готов был вновь летать в космос.

После ухода из отряда космонавтов И.П. Волк активно занимался общественной деятельностью – он был Президентом Федерации любителей авиации, президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР, Первым Вице-президентом Федерации космонавтики России, Депутатом городского Совета г.Жуковский. Такая насыщенная жизнь у него и по сей день.

Все, кто бывал на многочисленных встречах в Уфе и Салавате с И.П. Волком попадали под обаяние этого немногословного, мужественного, принципиального, порой очень резкого в оценках деятельности некоторых чиновников, и в тоже время скромного человека. Но при этом не было никаких сомнений – И.П. Волк настоящий государственник, болеющий душой за настоящее и будущее нашей страны, нашей авиации и космонавтики, и понимая, что будущее России – это сегодняшние студенты и школьники, он готов часами рассказывать об авиации и космонавтике, больше о своих товарищах, чем о себе, терпеливо отвечая на многочисленные вопросы.

Игорь Петрович! С 75-летием Вас! Спасибо Вам, крепкого здоровья и новых добрых дел во имя нашей авиации и космонавтики.

P.S.

Несмотря на свою занятость, Игорь Петрович дал согласие стать членом жюри от Башкортостана Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского. Из 11 финалистов – 4 участника – школьники и студенты из нашей Республики. Есть что-то символичное, что еще в ноябре в Уфе успеха на олимпиаде им пожелал Игорь Волк.

Партнеры

Выставочный центр Лигас Уфимский планетарий Федерация Сверхлегкой Авиации Республики Башкортостан ФГУП Гидравлика Сайт Александра Лынника Дорожное радио Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования Национальный музей Республики Башкортостан Страничка ветеранов вч 01678 космодрома Байконур Тихоокеанская гидрографическая экспедиция РНПЦ Башкирский мед Создание сайтов в Уфе Российский государственный социальный университет ufa1.ru Студия игрового дизайна ИксЛаб Радио России - Башкортостан TechPromService