Федерация

Федерация космонавтки России

Экскурсии

Конкурсы

Наши земляки

Султанов

Урал

Назибович

Заслуженный летчик испытатель России

Член экипажа МКК «Буран»

подробнее

Космодромы России

Ссылки

Военно-космической академии им. Можайского 300 лет

на главную

Михаил Илларионович Кутузов, выпускник Академии Можайского


Шаргин Ю. Г., космонавт КВ МО, выпускник Академии Можайского

Историческая справка

Историческим предшественником Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского является одно из первых военно-учебных заведений России – Инженерная школа, которая была создана в Москве 16 января 1712 года по Указу Петра Великого. Численный состав обучаемых был определен в количестве 100 человек. Начальником школы был назначен шведский майор инженер Де-Кулон. В 1719 году школа переводится в новую столицу Российской империи г. Санкт-Петербург.

В первые годы своей работы в Санкт-Петербурге школа испытывала значительные трудности из-за отсутствия жилых помещений и учебно-материальной базы. Затем ей был выделен участок земли на Петроградской стороне, принадлежавший графу Бухгарду Кристофу Миниху, в то время президенту военной коллегии, фельдмаршалу и главе военных инженеров. Территория эта называлась «Инженерным двором» и представляла собой большую площадь земли, огороженную деревянным забором, с небольшими деревянными строениями, фруктовым садом и прудом. В 1724 году для Инженерной школы был построен специальный деревянный дом на берегу реки Петровки (ныне Ждановка), а в 1796 году – первое каменное здание, так называемые «Кадетские классы». В дальнейшем территория застраивалась учебными корпусами, подсобными зданиями и сооружениями, постепенно приобретая свой современный облик.

В школе постепенно был налажен учебный процесс, подобран высококвалифицированный преподавательский состав и опытные офицеры-воспитатели. Петербургская Инженерная школа становится первым в российской армии учебным заведением с законченным циклом инженерного образования, постепенно превращаясь в один из признанных и авторитетных центров инженерных знаний в стране.

Режим для учащихся был установлен очень строгий. Все ученики считались рядовыми, находились на солдатском положении и выпускались рядовыми. Только по прибытии в часть по представлению полкового начальства они производились в офицеры.

В 1756 году Главноначальствующий над Инженерным корпусом П.И. Шувалов представил императрице Елизавете Петровне записку о необходимости преобразования существующих в столице военных школ. 22 августа 1758 года Инженерная школа была объединена с Артиллерийской школой в одно учебное заведение – Соединенную Артиллерийскую и Инженерную дворянскую школу. Начальником школы был назначен капитан Н.И. Мордвинов, много сделавший для ее дальнейшего развития. Он перестроил учебный процесс в соответствии с требованиями времени, обогатил его войсковой практикой. Это позволило с 1760 года начать выпуск учащихся с присвоением офицерского звания.

Качество подготовки офицерских кадров в Соединенной Артиллерийской и Инженерной школе было высоким, что позволяло выпускникам достигать особых отличий в служебной деятельности. Так, в 1761 году это учебное заведение досрочно окончил будущий фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1797 году корпус окончил крупный ученый-артиллерист и один из родоначальников отечественной ракетной техники А.Д. Засядко. Выпускниками корпуса были три военных министра – А.А. Аракчеев. П.П. Коновницын и П.И. Меллер-Закомельский.

В период царствования императрицы Екатерины II Соединенная Артиллерийская и Инженерная школа была переименована в Артиллерийский и Инженерный Шляхетский корпус. В корпусе устанавливалась новая программа обучения, которая значительно превосходила программы обучения в других военно-учебных заведениях. Вводились большие курсы алгебры, геометрии, арифметики, фортификации, химии, гидравлики, механики, истории, географии, черчения, иностранных языков, танцев. Срок обучения был установлен 5 лет.

Особое внимание в корпусе уделялось усилению общеобразовательного элемента и созданию системы нравственного воспитания кадет, были отменены телесные наказания кадет, установлена система поощрений за успехи в учебе. Учреждена медаль «За прилежность и хорошее поведение». В 1773 году в корпусе появилась своя типография, а в 1775 году Музей истории корпуса, библиотека иностранной литературы, лазарет.

Особое внимание уделялось подбору преподавательского состава. В корпусе преподавал первый русский ученый М.В. Ломоносов, создатель периодической системы химических элементов Д.И. Менделеев. Первый русский ученый-астроном, ученик Эйлера – С.Я. Румовский, выдающиеся русские писатели Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие блестящие умы России.

В разные годы руководили Кадетским корпусом талантливые организаторы генерал-майор А. Ганнибал, генерал-поручик П. Мелиссино, герой отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант П. Коновницын.

За XVIII столетие корпус выпустил 1 тыс. 600 офицеров. Вклад Артиллерийского и Инженерного Шляхетского корпуса в подготовку высококвалифицированных кадров для русской армии отчетливо проявился в период Отечественной войны 1812 года. Достаточно красноречиво об этом свидетельствует тот факт, что почти все генералы-артиллеристы в Бородинском сражении были выпускниками корпуса.

После восшествия на престол императора Павла I началось очередное реформирование русской армии. Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус в 1800 году получил наименование Второго Кадетского корпуса. В связи с двойным увеличением армии в период наполеоновских войн и ростом потребности в подготовленных офицерах было установлено, что дворянские дети, достигшие 16 лет вместо определения прямо в войска, должны являться в петербургские кадетские корпуса для ознакомления с порядком службы и подготовке к офицерскому званию. В 1811-1812 годах из Второго кадетского корпуса было дополнительно выпущено 100 прапорщиков в артиллерию и 200 подпоручиков и прапорщиков в армию. Для подготовки этих дворян 14 марта 1807 года при Втором кадетском корпусе был сформирован «Волонтерский корпус», наименованный через год Дворянским полком. Срок обучения в этом учебном заведении составил 2 года с выпуском два раза в год. За 25 лет своего существования при Втором кадетском корпусе Дворянский полк подготовил 9 тыс. 70 офицеров для русской армии.

По положению 1817 года штат Второго кадетского корпуса был рассчитан на 700 учеников. Все предметы обучения делились на три курса: приготовительный – 1 год, общий – 5 лет и специальный – 3 года.

В 60-е годы XIX века в Росси были проведены крупные реформы. 17 мая 1864 года Второй кадетский корпус был преобразован во 2-ю военную гимназию. Стараниями педагогического коллектива Второй военной гимназии и её директора полковника Г.Г. Даниловича в короткий срок были разработаны основные принципы внутренней организации учебного процесса в реорганизованных учебных заведениях, которые послужили образцом для всех прочих учебных заведений России подобного типа. С 1864 года по примеру Второй военной гимназии начались преобразования во всех кадетских корпусах. После этого кадетские корпуса начинают готовить не офицеров, а кандидатов к поступлению в военные училища, после окончания которых им присваивались офицерские звания.

В феврале 1865 года при Второй военной гимназии были открыты Педагогические курсы для пополнения всех Военных гимназий империи высококвалифицированными педагогическими кадрами, специально подготовленные для работы с контингентом Военных гимназий. На них принимали военных и гражданских лиц, имеющих высшее образование. Срок обучения был установлен в 2 года. Руководила курсами Конференция, созданная из сотрудников Второй военной гимназии во главе с её директором Г.Г. Даниловичем.

К началу 80-х годов выяснилось, что военные гимназии недостаточно хорошо готовят учащихся к обучению в военных училищах, поэтому в июне 1882 года Вторая военная гимназия, наряду с прочими, была вновь преобразована во Второй кадетский корпус, а в феврале 1886 года императором было утверждено «Положение военного совета о кадетских корпусах». В первой главе «Положения» говорилось: «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

31 января 1910 года император Николай II высочайше повелел: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности 2-го кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в г. Москве Инженерной школы, Государь император в 31 день января сего года, высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года».

Таким образом, Второй кадетский корпус официально стал преемником Инженерной школы, основанной Петром Великим.

Отречение императора и приход к власти Временного правительства положили конец эпохе, когда кадетские корпуса были неотъемлемой частью стройной системы подготовки военных кадров. По решению Временного правительства в 1917 году Кадетский корпус был переименован в Гимназию военного ведомства. При этом отменялось ношение погон и прочая военная атрибутика. Кадеты, воспитанные на славных традициях русской армии, самым негативным образом отнеслись ко всем этим нововведениям.

После Октябрьской революции 1917 года Кадетский корпус был упразднен, но советскому государству, в условиях разраставшейся гражданской войны, требовались подготовленные военные кадры. Поэтому на учебно-материальной базе Второго кадетского корпуса были созданы различные советские военно-учебные заведения. Вначале это были 6-е Петроградские пехотные курсы, затем Военно-техническая школа Красного воздушного флота, Военно-теоретическая школа Красного воздушного флота, Первое ленинградское военное авиационно-техническое училище, Вторая ленинградская школа авиамехаников, Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС Красной армии.

После завершения гражданской войны началась реорганизация Красной армии. В помещениях бывшего кадетского корпуса с 20-х годов XX века располагались два военно-учебных заведения ВВС – Военно-техническая школа Красного воздушного флота и Военно-теоретическая школа.

Здесь совершенствовали свои знания и шагнули в небо прославленные авиаторы В.А. Коккинаки, А.В. Ляпидевский, В.А. Судеец, Г.Ф. Байдуков, Н.П. Каманин и другие.

В 30-е годы XX века Военно-техническая школа стала хорошо известна в стране как лучшее авиационно-техническое учебное заведение. В 1934 году школа была переименована в «Курсы усовершенствования технического состава РККА» им. Ворошилова. В мае 1938 года курсы были преобразованы в «Первое Ленинградское военно-авиационное техническое училище» им. Ворошилова.

Другим военно-учебным заведением, располагавшимся на территории бывшего Второго кадетского корпуса, была Военно-теоретическая школа, переименованная в 1933 году в «Пятую военную школу техников по вооружению ВВС Красной армии». В 1938 году школа была преобразована во «Второе Ленинградское военное авиационное училище».

27 марта 1941 года на базе Ленинградского института гражданского военного флота была сформирована Ленинградская военно-воздушная академия Красной армии, которая располагалась в авиационном городке (Пулково). Часть педагогического состава Первого Ленинградского военно-авиационного технического училища им. Ворошилова и Второго Ленинградского военного авиационного училища были переведены в состав новой академии. Становление нового военно-учебного заведения проходило в суровые годы Великой Отечественной войны. За годы войны, находясь в эвакуации в городе Йошкар-Ола, академия подготовила 2000 военных авиационных инженеров.

В этот период одну из кафедр академии возглавлял сподвижник К.Э. Циолковского профессор Н.А. Рынин. 9-ти томная энциклопедия Н.А. Рынина «Межпланетные сообщения» получила высокую оценку в мировой науке. Н.А. Рынин был одним из организаторов Ленинградской группы изучения реактивного движения (ГИРД), заложившей основу отечественных исследований в области ракетной техники.

В 1945 году Ленинградская военно-воздушная академии была награждена Орденом Красного Знамени и возвратилась в Ленинград. Академию разместили в исторических корпусах, где ранее располагался Второй кадетский корпус, советские авиационные училища, а в годы войны армейские склады и госпиталь.

В 1955 году академии было присвоено имя А.Ф. Можайского – талантливого русского инженера и механика, создателя первого отечественного самолета.

С образованием нового вида войск – РВСН, академия входит в их состав и начинает подготовку кадров для ракетных войск и первых космических частей.

В 60-90-е годы XX века академия неоднократно переименовывается, не изменяя своей основной специализации в подготовке высококвалифицированных специалистов по нескольким десяткам инженерных специальностей.

В 1961 году академию посетил главный конструктор отечественной ракетной техники С.П. Королев, который дал высокую оценку работам, которые проводились в академии.

С образованием Вооруженных Cил Российской Федерации остро встал вопрос об исторической преемственности воинских частей и военно-учебных заведений. Поэтому, 22 сентября 1994 года состоялся приказ Министра оборон Российской Федерации «Об установлении даты создания и проведения годового праздника Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского», в котором говорится: «Исследования архивных документов позволили определить, что прообразом Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского является созданная 16 января 1712 года Инженерная школа: Считать 16 января 1712 года днем создания Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского».

Таким образом, исторический путь преемственности военно-учебного заведения от Инженерной школы до Военно-космической академии получил свое логическое завершение.

Президент Российской Федерации В. В. Путин посетил академию в 2003 году, из академии вышел на связь с Международной космической станцией и беседовал с её экипажем.

В октябре 2004 года выпускник академии полковник Шаргин Ю. Г. в составе международного экипажа космического корабля Союз-ТМА-5 побывал в космосе.

Сегодня ученые академии ведут исследования по широкому кругу проблем, связанных с развитием знания о космосе, совершенствованием космической техники, освоением космического пространства. В академии сложились научные школы, ориентированные на исследование фундаментальных проблем. Ученые академии сделали важные теоретические открытия, на основе которых получены значительные практические результаты. Эти исследования успешно используются в практической космонавтике.

Научными коллективами преподавателей и курсантов создан новый тип космических аппаратов «Можаец». Созданы три таких аппарата, два из которых были успешно запущены в космическое пространство. Управление этими аппаратами осуществлялось из академического центра управления.

Творческие коллективы академии трижды представляли свою экспозицию на Международном Московском авиакосмическом салоне и были отмечены наградами. В 2007 году экспозиция академии была представлена на XI Международном промышленном форуме в Санкт-Петербурге и стала его заметным событием.

В 2009 г. академия принимала активное участие в выставках, конкурсах и олимпиадах различного уровня.

На Международном Московском салоне промышленной собственности «АРХИМЕД-2009» научные разработки академии завоевали золотую и серебряную медали.

Итогом участия академии в выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2009 стали три диплома первой степени.

Партнеры

Выставочный центр Лигас Уфимский планетарий Федерация Сверхлегкой Авиации Республики Башкортостан ФГУП Гидравлика Сайт Александра Лынника Дорожное радио Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования Национальный музей Республики Башкортостан Страничка ветеранов вч 01678 космодрома Байконур Тихоокеанская гидрографическая экспедиция РНПЦ Башкирский мед Создание сайтов в Уфе Российский государственный социальный университет ufa1.ru Студия игрового дизайна ИксЛаб Радио России - Башкортостан TechPromService